"Чудо в Стамбуле" устами игроков "Ливерпуля"
Wednesday, May 17, 2023
Article summary
Финал Лиги чемпионов-2022/23 пройдет на стадионе "Ататюрк" в Стамбуле, где "Ливерпуль" в 2005 году одержал удивительную победу над "Миланом". Мы поговорили о ней с героями того матча.
Article top media content
Article body
Финал Лиги чемпионов-2022/23 пройдет на стадионе "Ататюрк" в Стамбуле. В преддверии этого события UEFA.com вспоминает удивительную победу "Ливерпуля" над "Миланом" на этой же арене в решающем матче 2005 года. Главные герои делятся переживаниями тех дней.
1' Мальдини забивает самый быстрый гол в истории финалов
39' Креспо завершает блестящую контратаку
44' Креспо оформляет дубль
54' Джеррард забивает головой
56' Шмицер точно бьет низом
60' Алонсо добивает мяч в сетку после сейва Диды с пенальти
Перед матчем
Вратарь "Ливерпуля" Ежи Дудек
Мы поехали на неделю в Испанию, чтобы адаптироваться, привыкнуть к влажности, температуре. И вот мы работали там неделю и понимали, что это особенное время. Помню, Рафа все твердил нам: "Слушайте, парни, у нас есть люди, которые следят за "Миланом" и его тренировками. Так вот: "Милан" в плохой форме, у них проблемы с физической готовностью".
Полузащитник "Ливерпуля" Дитмар Хаманн
Без тени сомнения, ["Милан" был сильнее нас]. Любой, кто с этим спорит, должен показаться врачу. Это была сборная мира. Они могли претендовать на звание сильнейшей команды последних 30-40 лет. Индивидуально они были сильнее нас. Но это не значит, что они были лучше нас как команда.
Мы всегда могли кое на что рассчитывать: у нас был характер, мы были едины и знали, что можем полагаться друг на друга в критической ситуации. Мы доверяли друг другу. После побед над двумя сильными командами в четвертьфинале [над "Ювентусом"] и полуфинале [над "Челси"] мы были уверены, что можем дать "Милану" бой или даже обыграть его.
В раздевалке перед матчем
Нападающий "Ливерпуля" Луис Гарсия
У футболистов обычно есть ритуалы. Я фокусировался на том, кто выйдет против меня, и думал, как его обыграть. Приходил в раздевалку, быстро переодевался, брал мяч и начинал возить его. Возил, возил, возил, и приходила уверенность. Это помогало мне снять напряжение и стресс, которые возникают за час-полтора или даже за сутки до больших матчей.
Дитмар Хаманн
Когда Рафа зачитал основной состав, я был неприятно удивлен. Перед матчами обычно понимаешь или чувствуешь, будешь играть или нет, и я не сомневался, что буду. Поэтому разочарование от того, что меня не поставили, было сильнее.
Гарри [Кьюэлл] был выдающимся игроком. В плане мастерства, думаю, одним из пяти-шести лучших, с кем я играл. Он мог качнуть защитника плечом и пройти мимо него пешком. Хотя он пропустил большую часть сезона, тренер решил, что мы будем играть так, и я должен был принять это. В конце концов, футбол - командная игра, в одиночку матчи не выигрываются.
Важно через несколько минут [после разочарования] вернуть правильный настрой. Всегда может случиться травма на разминке или травма в первом тайме, как и произошло [с Кьюэллом на 23-й минуте]. Чтобы помочь команде, голова у тебя должна быть в порядке в этот момент.
Гимн Лиги чемпионов
Луис Гарсия
Когда начинается гимн и камера показывает игроков, на лицах видно напряжение и нервы. А я смеялся. Не из высокомерия или чего-то в этом роде. Я наслаждался ситуацией и потому улыбался. Разумеется, с началом матча ты уже полностью собран и сконцентрирован.
Первый тайм
Дитмар Хаманн
Нам забивают на первой же минуте, и я думаю: "Лучше пропустить на первой, чем на 89-й. Еще много времени". Минуте на 30-й [Алессандро] Неста падает, Луис Гарсия проходит мимо него, и Неста касается мяча рукой. Думаю, там был пенальти. "Милан" проводит ответную атаку и делает счет 2:0.
Потом становится 3:0, после того как [Эрнана] Креспо блестящим пасом выводит Кака. Красота в чистом виде. Третьим голом "Милан" показал весь свой класс. Очень красиво. Я подумал: "Ого! Если нас обыграют эти парни, так тому и быть".
Перерыв: "Милан" - "Ливерпуль" 3:0
Ежи Дудек
Мы были в состоянии шока. Ушли в раздевалку. Кто-то был дико зол, кто-то сильно расстроен. Помощник [Рафаэля Бенитеса] Алекс Миллер сказал: "Забудьте о первом тайме. Главная задача - максимально быстро забить. Потом второй. Когда они запаникуют, вы сразу забьете третий. Потому что вы англичане, потому что вы "Ливерпуль", вы всегда играете до конца".
Мы обошли вокруг поля, и Стивен Джеррард сказал: "Парни, слышите? Они еще верят в нас. Мы в долгу перед ними". Мы не думали, что забьем три гола, просто хотели сыграть на своем уровне, показать характер. Надеялись забить хотя бы один, чтобы как-то отблагодарить болельщиков".
Дитмар Хаманн
Настолько опустошенным я себя не чувствовал за всю карьеру... Не видел ни единого шанса отыграться. Бенитес сказал, что выпустит меня, чтобы у Стивена Джерарда было больше свободы у чужих ворот, он был нашей главной ударной силой.
Всякий раз, когда дела шли плохо и приходилось рвать жилы, нам не было равных. Я подумал: "Если мы сделаем 3:2, посмотрим, как они отреагируют". Да, это команда мирового класса, но порой даже лучшие команды ошибаются под давлением. За 15 минут после выхода на замену мой настрой полностью изменился. Я не верил, что мы победим, но надеялся хотя бы дать бой.
Второй тайм
Ежи Дудек
Волшебное начало тайма, когда мы вышли на поле. Мы услышали, как болельщики поют You'll Never Walk Alone. Тысяча человек, десять, двадцать, тридцать, сорок тысяч встали и запели. На замену вышел Хаманн, для меня это был ключевой момент. Именно он остановил атаки "Милана" через центр и держал мяч, что было очень важно.
Дитмар Хаманн
Когда я выходил на замену, то не ожидал, что мы забьем три гола за 15-16 минут. Когда Хаби Алонсо добил мяч в ворота [и сравнял счет], я посмотрел на табло. Кажется, там было 59:04. Иногда забываешь о времени. Чем ближе концовка, тем чаще смотришь на часы, потому что твои решения зависят от времени. Когда я глянул на табло, то ожидал увидеть там 76 или 77 минуту.
Второй тайм и три забитых мяча отняли у нас огромное количество эмоциональной энергии. Болельщики поверили, мы поверили, все настроение и атмосфера на стадионе изменились.
Главный тренер "Ливерпуля" Рафаэль Бенитес:
Я всегда говорил, что [Карло] Анчелотти правильно сделал, когда выпустил Сержиньо [на 86-й минуте]. Он добавил атаке "Милана" ширины. Мы правильно отреагировали, сдвинув Стивена [направо], потому что он мог остановить Сержиньо и при этом атаковать.
Дополнительное время
Дитмар Хаманн
После того как мы сравняли счет и начался овертайм, нам пришлось изменить план. Невозможно доминировать все 90 минут. Игра делится на фазы. Нужно грамотно ею управлять и действовать с умом. У нас было несколько игроков, которые это здорово умели. Одним из них был Джейми Каррагер, он блестяще читал игру. Даже без указаний тренера мы знали, что и когда нужно делать.
Ежи Дудек
Кто-то навесил в штрафную, и я увидел двух-трех игроков. Одним был Йон-Даль Томассон, вторым - Шева. Я крикнул Сами [Хююпя], что у него рядом игрок. Потом я повернулся, и он нанес первый удар, головой. Мяч ударился о газон прямо передо мной, сложный удар. Я выбил его с линии, а сам завалился в ворота где-то на пол-ярда. И сказал себе, что сейчас он [Андрей Шевченко] будет добивать.
Нужно было выйти с "ленточки" и максимально увеличить площадь тела, поскольку у тебя всего несколько секунд. Шева вложил в удар всю силу, и, наверное, поэтому у меня были шансы отбить мяч. Я действовал интуитивно. Немного повезло, но и работа на тренировках тоже дала о себе знать.
Дитмар Хаманн
На замену вышли отличные футболисты: Руй Кошта, Йон-Даль Томассон, Сержиньо... Нам приходилось только обороняться, в дополнительное время многие валились от усталости. Каррагер несколько раз падал на газон с судорогой, Стиви тоже. Нам нужно было терпеть и как-то дотянуть до серии пенальти.
Серия пенальти
Рафаэль Бенитес
Когда дошло до пенальти, дело решили удача и наша кропотливая работа. Из пяти пенальтистов "Милана" мы хорошо знали четверых, знали, куда они обычно бьют. Мы долго собирали информацию и статистику по ним, тщательно изучали. Так что тут сыграл свою роль наш методичный подход к делу.
Луис Гарсия
Я попросил Рафу Бенитеса, чтобы он дал мне пробить, но он отказал. Я удивился, потому что у него в "Тенерифе" был штатным пенальтистом. Я попросил второй раз, и он ответил: "Нет, ты устал, у тебя были судороги. Пусть бьет другой". Поскольку он видел, что я горю желанием, то добавил: "Ладно, будешь шестым". Мы никогда не узнаем, забил бы я или промахнулся.
Дитмар Хаманн
Перед началом серии я подумал: "Если мы не выиграем сейчас, то не выиграем уже никогда". Моя задача [первый 11-метровый "Ливерпуля"] стала немножко легче, поскольку до меня Сержиньо не забил. Вместе с тем я понимал, что это очень важный момент. У нас был шанс, у меня был шанс впервые вывести "Ливерпуль" вперед. Я выбрал, куда буду бить. Подумал: "Если Дида не дернется заранее, как некоторые вратари, буду бить куда задумывал". Наверное, пробить лучше было невозможно. Мяч пошел точно туда, куда я хотел. Когда он влетел в сетку, у меня гора с плеч свалилась.
Ежи Дудек
Перед серией пенальти я сразу же пошел к тренеру вратарей [Хосе] Очоторене. До игры я посмотрел около сотни 11-метровых "Милана" - из предыдущего финала Лиги чемпионов и других матчей. Говорю: "Очо, я буду смотреть на тебя, а ты поднимай руку - левую или правую. Я буду провоцировать их бить туда, куда они привыкли".
Тут мне на спину прыгает Карра [Джейми Каррагер] и вопит: "Ежи, давай! Давай, Ежи! Дави на них! Больше давления! Давай, сделай что-нибудь! Вспомни Брюса, вспомни Брюса Гроббелаара". Я не хотел их смешить, просто хотел заставить их дергаться.
При первом пенальти я чуть двигался. Немного влево, немного вправо, махал руками, словно семафор, и удар пошел выше. При следующем пенальти я уже исполнил нечто похожее на ноги-спагетти, как Брюс в финале [Кубка чемпионов] 1984 года. Когда я отбил этот удар, то понял, что не стоял на линии. Я увидел рефери и сказал себе: "Если глянешь рефери в глаза, он скажет бить ещё раз". Так что я повернулся к болельщикам и стал праздновать. Пронесло.
Празднование
Рафаэль Бенитес
Тяжел ли трофей? Такое не замечаешь. Весил бы он сто килограммов, его поднимали бы все равно. Когда ты опьянен эйфорией, удовлетворением и радостью, то наслаждаешься моментом, всем происходящим, морем красного вокруг.
Запускают конфетти, начинается большой праздник. Пока мы веселились, моего друга не пускали на стадион. Меня подозвали и сказали: "Тут твой друг войти не может". Я вышел наружу, чтобы найти его, но забыл аккредитацию, и охранники не пускали нас назад. Друг сказал: "Вы знаете, кто этот джентльмен? Он бог! Этот джентльмен - бог". В конце концов нас пустили.
Дитмар Хаманн
Девяносто или сто минут назад мы покидали раздевалку убитыми и подавленными. Теперь же возвращались после второго тайма, дополнительного времени, серии пенальти, вручения трофея и празднований с болельщиками на поле. Внезапно ты снова в раздевалке, которую покидал двумя часами ранее, когда думал, что все кончено. Так что было не до радостных прыжков и танцев. С учетом местного времени, думаю, матч завершился после полуночи. Была половина первого ночи или даже час. Все это отдавало сюрреализмом, так как мы не устроили какого-то безудержного торжества. Мы, скорее, просто не могли поверить в случившееся.
Возвращение в Ливерпуль
Дитмар Хаманн
На улицы высыпали сотни тысяч людей, которые ждали нашего возвращения. Мы отправились в центр на двухэтажном автобусе с открытым верхом. Поездка должна была занять пару часов, но затянулась на четыре-пять, поскольку на улицы вышло до миллиона человек. Видеть столько людей, счастливых от того, что кубок вернулся к ним спустя 21 год... Ради это и хочется играть в футбол.
Когда видишь людей в возрасте от 5 до 90 лет, многие плачут, такое навеки врезается в память. Наверное, для меня это был самый памятный момент за те несколько дней в Стамбуле и по пути назад. Именно это делает случившееся из ряда вон выходящим. Это особенный клуб и особенный город.